Сегодня будем разбирать актуальную тему, которая имеет отношение ко всем ценным бумагам, эмитенты которых хотят стать публичными - как для акций и облигаций, так и для расписок, паев и т.д.
Листинг ценных бумаг – совокупность процедур, позволяющих ценным бумагам быть включенными в котировальные списки биржи и допущенными к организованным торгам. После прохождения всех организационных процедур, бумаги считаются прошедшими листинг.
Важную роль в проведении самого листинга играют андеррайтеры (специальные агенты, которые полностью владеют законодательством и опытом проведения листингов различных компаний).
Цели листинга
- В первую очередь можно сказать, что при проведении листинга акций эмитент получает реальную оценку стоимости самой компаний, а это очень важно для бизнеса;
- Также в случае листинга акций увеличивается количество инвесторов в бизнесе, повышается инвестиционная привлекательность компании, что также положительно влияет на корпоративную культуру;
- После листинга акций эмитента появляется возможность быть включенными в различные индексы (MSCI, индекс Московской Биржи), что позитивно скажется на капитализации компании;
- При листинге акций компания-эмитент получает от рейтингового агентства рейтинг, так сказать, своеобразный знак качества;
- Если происходит вторичный листинг, то вдобавок увеличивается ликвидность самих бумаг;
- Еще одна очень важная причина листинга - это привлечение дополнительного капитала в бизнес;
- Другое...
Для остальных ценных бумаг очень важно, что на бирже привлекаются действительно значимые капиталы. Например, если компания-эмитент захочет разместить крупный транш облигаций, ей просто будет трудно разместить его на внебиржевом рынке, и вдобавок стоимость капитала будет гораздо выше. Поэтому эмитенты облигаций при больших размещениях идут на биржу. Для БПИФ, самое главное, это большое наличие инвесторов.
ВАЖНО!!! Фьючерсы и опционы не проходят листинг, они образуются сами в момент заключения сделки покупателем и продавцом.
К минусам листинга можно отнести такие моменты как: дополнительный контроль над деятельностью компании, высокую стоимость самой процедуры листинга и другое.
ВИДЫ ЛИСТИНГА:
1) Primary listing - первичный листинг. Листинг на локальном (домашнем) рынке. Для Российских компаний размещение на локальном рынке является обязательным условием для выхода своих бумаг на иностранных площадках.
2) Secondary listing - вторичный листинг. Листинг как на одной зарубежной площадке, так и на нескольких в дополнение к основному листингу. Для Российских компаний можно привести примеры таких кейсов как: Газпром, Лукойл, Сбербанк и другие, у которых акции размещены на многих биржах мира.
3) Специальный листинг – в случае, когда бумаги выпускаются под определенные цели. Например, это могут быть еврооблигации, которые размещаются среди узкого круга участников рынка.
Размещаться на зарубежных рынках могут (по виду бумаг):
- Депозитарные расписки основной компании.
- Аакций новой компании (новая компания открывается в стране, где планируется размещение акций), которая поглощает основную компанию.
Размещение на различных площадках:
- Dual listing - двойной листинг. На биржах одной страны.
- Cross-listing - кросс-листинг. Размещение на биржах различных стран.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИСТИНГУ И КОТИРОВАЛЬНЫЕ СПИСКИ:
Давайте теперь на примере ПАО «Московская Биржа» рассмотрим основные требования к эмитентам ценных бумаг, которые хотят пройти процедуру листинга на бирже, и в какие котировальные списки акции эмитента могут попасть.
Если максимально просто описать процедуру листинга, то это подготовка и предоставление всех необходимых документов на биржу и прохождение так называемого прелистинга (проверка наличия самой возможности листинга). Описывать тут все необходимые требования и необходимые документы не логично, т.к. их очень много, вот ссылка на первоисточник на самой бирже, где вы можете ознакомиться со всей необходимой информацией. Ссылка.
Первое, что необходимо понимать про разного рода списки, что на бирже есть общий список ценных бумаг, состоящий из нескольких уровней:
--- Первые два уровня представляют собой котировальные списки;
--- Третий уровень - это список ценных бумаг, допущенных к торгам, причем этот список не является котировальным.
Требования к эмитентам ценных бумаг первого и второго уровня применяются достаточно строгие, такие как: соответствие законодательству, раскрытие информации, принципы корпоративного управления, фри флот акций, срок жизни эмитента и другое.
В третий уровень попадают ценные бумаги, по которым:
1. не осуществлялась регистрация проспекта ценных бумаг;
2. было решение биржи
3. существуют ограничения и (или) выпущеныё для квалифицированных инвесторов;
4. другое…
Про требования к попаданию в котировальные списки можно прочитать здесь.
ДЕЛИСТИНГ
У компаний возникают потребности, как в листинге ценных бумаг, так и порой в делистинге. Это может быть связанно с разными причинами, как и тяжелым финансовым положением эмитента, так и с желанием быть единоличным владельцем компании и т.д..
Например, на Российском рынке был произведен делистинг таких компаний, как: Мегафон, Уралкалий и других…
P.S.
На Западном рынке набирает популярность листинг на бирже без посредников, т.к. их комиссии крайне высоки.
Удачных Вам инвестиций...!!!