Морские перевозки (фрахт, индексы, компании на бирже и т.д.) | Подробно

Морские первозкиПостоянно слышим о важности мировой торговли, экономических связях и логистических цепочках. Но надо понимать, что львиная доля перевозок сырья совершается морем. Сегодня обо всем этом и поговорим: про перевозки, суда, индексы, контейнеровозы и многое другое. Информация подготовлена специально для биржевых трейдеров в помощь для принятия решения в инвестировании.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Морские перевозки - один из самых эффективных и распространенных способов доставки груза морем, наиболее дешевый способ доставки грузов по сравнению с другими вариантами.

 

Фрахт – плата за аренду судна судовладельцу.

 

Между арендатором (фрахтователем) и владельцем судна заключается договор фрахта, который также называется чартером. Видов договоров чартеров довольно много, мы опишем основные:

-        Рейсовый чартер — договор заключается на один конкретный рейс;

-        Временной чартер — фрахтователь арендует судно на определенный срок и платит за него фиксированную ставку посуточно;

-        Бэрбоут-чартер — судовладелец предоставляет фрахтователю судно без экипажа;

-        Тайм-чартер — предполагает передачу судна вместе с экипажем на конкретный период.

 

 

УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ

Итак, во многих сводках вы часто можете встретить такие фразы: уголь FOB Владивосток 100$ за тонну или сталь FOB Новороссийск 400$ за тонну.

Что это вообще такое? Переводим. Вы можете купить уголь по цене 100$ за тонну в порту Владивостока с погрузкой уже на судно, для стали аналогично.

 

Так вот, FOB - это условие поставки. На практике их множество, вот полный список:

-       Место отправки (Departure):

EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.

-       Основная перевозка неоплачена (Main Carriage Unpaid):

FCA. Free Carrier - товар доставляется перевозчику заказчика.
FAS. Free Alongside Ship - товар доставляется к кораблю заказчика.
FOB. Free On Board - товар погружается на корабль заказчика.

-       Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):

CFR. Cost and Freight - товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CIF. Cost, Insurance and Freight - товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CPT. Carriage Paid To - товар доставляется перевозчику заказчика в указанном порту.
CIP. Carriage and Insurance Paid to - товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном порту.

-       Доставка (Arrival):

DAF. Delivered At Frontier - товар доставляется к границе без растаможивания.
DES. Delivered Ex Ship - товар доставляется на судне без растаможивания.
DEQ. Delivered Ex Quay - товар доставляется на судне и выгружается без растаможивания.
DDU. Delivered Duty Unpaid - товар доставляется заказчику, оплата пошлин на заказчике.
DDP. Delivered Duty Paid - товар доставляется заказчику очищенный от пошлин и рисков.

 

Как правило, для биржевых трейдеров не нужно все это запоминать: в биржевых сводках, как правило, фигурируют FOB, CIF.

 

 

ИНДЕКСЫ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Итак, для трейдеров важно знать, не сколько стоит перевозка танкера СПГ через Атлантику, а само понимание, в какой точке цикла находится цена. Это важно для анализа логистических затрат компаний и экономик в мире, а также уровня дохода транспортных компаний. В общем, все грузы можно разбить на группы: это наливные, насыпные, контейнеры. Давайте посмотрим основные индексы цен морских перевозок.

 

Начнем с самого главного, можно сказать, мирового индикатора цен морских перевозок - Baltic Dry Index (BDY).

 

Baltic Dry Index (BDY) – индекс, отражающий динамику ставок фрахта на широкий спектр сухих (не входит нефть, газ и другие наливные грузы) грузов по 20 основным маршрутам. Рассчитывается Балтийской биржей — одним из крупнейших посредников для участников рынка морских перевозок.

Индекс является преемником Балтийского фрахтового индекса (BFI) и начал действовать 1 ноября 1999 года. С 1 марта 2018 года индекс представляет собой средневзвешенное значение средних таймчартерных грузов Capesize 40%, Panamax 30% и Supramax 30%, которое затем умножается на множитель 0,1.

 

ДЛЯ ТРЕЙДЕРОВ ЭТО САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК МОРСКИМИ СУДАМИ, ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НУЖНО НА НЕГО!!!

 

График Baltic Dry Index (BDY)

 

Карта морских перевозок для расчета индекса Baltic Dry Index.

 

Карта моррских перевозок индекса Baltic Dry Index (BDY)

 

Где посмотреть актуальные значения индекса:

-        investing.com  

-        bloomberg.com  

-        reuters.com 

 

Для цен перевозки нефти и газа можно ориентироваться на следующие индексы:

-        газовозам (GOPEX)

-        танкерам (TOPEX).


Теперь поговорим про контейнерные перевозки.

Практически все товары нашего обихода перевозятся морем в контейнерах. Широко распространенными стандартами в перевозках являются 20-футовый (TEU), 40-футовый (FEU) контейнеры. В количестве TEU и FEU измеряется вместимость судов или объем конкретных партий груза. Цена перевозки грузов по конкретному маршруту может измеряться в $ за один TEU или FEU.

Основные индексы контейнерных перевозок:

-        Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) – данные рассчитываются и публикуются Шанхайской судоходной биржей еженедельно. В Шанхае расположен один из крупнейших мировых логистических центров, что делает соответствующий индекс показательным для оценки мировых трендов.

-        World Container Index (WCI) - сводный индекс, включает данные по ценам на перевозку 40-футового контейнера по 8 крупным маршрутам, рассчитывается и публикуется консалтинговой компанией Drewry еженедельно.

-        Freightos Baltic Index (FBI) - рассчитывается группой Freightos совместно с Балтийской биржей. Публикуется еженедельно, но рассчитывается ежедневно. Отражает средневзвешенное значение по индексам на 12 маршрутах.

 

 

КАК НА ВСЕМ ЭТОМ ЗАРАБОТАТЬ (ИНДЕКСЫ, ETF И Т.Д.)

Морские перевозки - это конечно здорово, но что простому человеку с этим делать? Зарабатывать. И так, вариантов у нас в принципе два: это либо покупка ETF на грузовые перевозки (авиа, ж/д, море), либо покупка акций компаний, которые занимаются морскими перевозками.

 

Начнем с ETF:

-        ETF iShares Transportation Average (тикер - IYT)

-        ETF SPDR S & P (тикер - XTN)

-        ETF Guggenheim Shipping (тикер - SEA)

 

Как их купить? Все просто - их можно купить также, как акции на бирже.

 

Перейдем к транспортно-логистическим компаниям, специализирующимся на перевозке грузов морскими путями, остановимся только на основных, т.к. нет смысла распылятся на множество участников рынка. Сконцентрируйтесь лучше всего на этих двух игроках:

-        A.P. Moller-Maersk Group
Датская компания, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов. Штаб-квартира находится в Копенгагене. Является мировым лидером транспортно-логистических услуг. Тикер на бирже AMKBY (купить можно на NASDAQ).

-        Совкомфлот
Российская компания, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, а также обслуживанию морской добычи углеводородов. Тикер на бирже FLOT (торгуется на ПАО «Московская биржа»).

 

Удачных Вам инвестиций…!!! 

закрыть
Подписка