Обычно, комментируя последствия кризиса, разразившегося в США на ипотечном рынке и, затем, охватившего мировую финансовую систему, эксперты и обозреватели сосредотачивают свое внимание на его причинах. Часто в поле зрения оказывается несовершенство финансового механизма – то есть сложившейся системы использования финансовых ресурсов, распределяемых этим механизмом между странами и отраслями. Все это получает свою оценку с учетом роли и места США в организации и поддержании эффективности функционирования мирового финансового рынка. Именно поэтому Вашингтон и оказался в эпицентре недовольства сложившимся состоянием мировых финансов.
К сожалению, на этом фоне куда меньше внимания уделяется тем попыткам США отладить финансовый механизм, которые уже не первый год предпринимаются федеральными властями страны. Одним из направлений такой работы является расследование поведения в предкризисный период тех финансовых учреждений, безответственная деятельность которых способствовала накоплению проблем, повлекших за собой масштабный сбой финансовой системы США.
По результатам такой работы целый ряд американских банков был уличен в недобросовестном поведении и заплатил гигантские штрафы. Сегодня деловые издания в США комментируют очередное расследование, завершенное властями в отношении уже хедж-фонда SAC Capital Advisors, который, по мнению следователей, на протяжении 14 последних лет систематически обманывал инвесторов и надзорные органы. Дело фонда на протяжении семи лет рассматривалось судом Манхеттена и, наконец, вступило в фазу сбора материала для уголовного преследования SAC.
Как и в других подобных случаях, когда обвинения против банков и компаний грозили перерасти в уголовные дела, фонд пошел на заключение соглашения с министерством юстиции США. По этому соглашению фонд заплатит 1,8 млрд. долларов штрафа за использование в своей биржевой деятельности инсайдерской информации. При ближайшем рассмотрении оказывается, что столь значительная сумма состоит из двух платежей - 900 млн. долларов за прекращение уголовного производства и еще 900 млн. за завершение процесса расследования его деятельности. Интересно, что последняя выплата включает в себя и 618 млн. долларов, которые руководитель фонда согласился заплатить в рамках еще одного соглашения с федеральными властями, начавшими расследование других инициатив предприимчивого финансиста.
Собственно, преступление состояло в том, что руководство фонда, основателем которого является Стивен Коэн, не создали в компании делового климата, исключающего использование сотрудниками инсайдерской информации. Суд это обстоятельство отметил особо, подчеркнув, что в SAC сформировалась «преступная культура», способствовавшая надувательству инвесторов на сотни миллионов долларов.
Однако Коэну удалось избежать преследования со стороны американской Фемиды, в отличие от восьми бывших и нынешних сотрудников фонда, которым предъявлены обвинения в мошенничестве. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) ведет против Коэна лишь административное расследование, пытаясь уличить миллиардера не в злоупотреблениях, а халатности. Если бы надзорному органу удалось доказать обратное, то можно не сомневаться, что штрафные санкции, наложенные на фонд, были бы многократно большими. Это признают американские и прокуроры, уступившие в борьбе с адвокатами Коэна.
Однако дело SAC повлекло за собой и ряд организационных последствий. В ближайшие пять лет каждый из фондов, образующих Point27 Asset Management (с начала апреля SAC принял это название) будет находиться под особым контролем Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам.
Следует отметить, что на протяжении всего периода своего существования, фонд (основан в 1992 году) демонстрировал исключительно позитивную динамику роста, обеспечивая своим инвесторам в среднем 30% годовых на вложенный капитал. Такой результат считался одним из лучших в истории финансовой отрасли США. Кризис 2008 года снизил котировки ценных бумаг фонда на 19% и положил начало проблемам, которые, в конечном счете, привлекли к фонду внимание регулятора финансового рынка.