Что такое IPO и SPO (подробно)

IPOIPO (ай пи о) – первичное размещение акций компании на открытом рынке, переход компаний из статуса не публичная в статус публичности. Число инвесторов, которые могут воспользоваться таким предложением, не ограничивается. IPO имеет определенные преимущества для организации. Самые популярные IPO, которые проводились в России, это «Народные» IPO: Банков «Сбербанк» и «ВТБ», нефтяной компании «Роснефть».

 

Основные цели выхода на IPO:

-         Cash-in – когда происходит допэмиссия новых акций, а вырученные от IPO деньги идут в компанию на развитие;

-         Cash-out – в случае продажи акционером(акционерами) своих долей, т.е. продали долю и деньги забрали себе.


Преимущества IPO: 

1. Увеличение до максимума ценовой стоимости компании;
2. Повышение популярности на рынке. Компания становится более известной и престижной;
3. Улучшение условий проведения финансовых операций. Благодаря публичности и престижу организации расширяются возможности привлечения средств (получение кредитов, а так-же их рефинансирование);
4. Одно из немалых факторов, является привлечение независимых директоров, что в свою очередь повышает качество работы компании и повышается интерес со стороны инвесторов. Это, в свою очередь, приводит к увеличению стоимости акций и стоимости самого бизнеса. 

Данная процедура имеет ряд недостатков: 

1. Стоимость. Чтобы выгодно разместить большое количество акций, придется затратить немало средств, о 2 до 5% стоимости компании, но эффект при выходе акций на биржу и появления публичного статуса, как правило сильно увеличивают стоимость компании, что с лихвой покрывает затраты на проведение  IPO.
2. Открытость. Публичное размещение акций ведет к формированию обязанности в своевременном предоставлении отчетов и иной финансовой документации фирмы. 
3. Продолжительная подготовка от года, до нескольких лет, включающая в себя такие этапы, как: выбор консультантов и оранизаторов (андеррайтеры, букраннеры, соменеджеры биржи и пр.), разработка стратегии, дью-дилижанс, выбор площадки, размещение и т.д. Требуется много времени на подготовку публикации фирмы. Зачастую необходимо привлекать квалифицированных специалистов (самые знаменитые из них Morgan Stanley, Goldman Sachs, UBS). 

Очень хорошая презентация на тему IPO от компании Финам. Ссылка на презентацию.

 

Стоит ли участвовать в IPO?

 

Если все аргументы за, то абсолютно точно стоит, давайте разберем их подробнее:

-         Первое и, пожалуй, главное: если компания продается с дисконтом. 

Всегда при размещении брокерские дома делают оценку бизнеса. Перед выходом на рынок вам нужно сравнить эту оценку и ту стоимость, за которую компанию продают на рынке. Если компания продается с дисконтом, это отличный сигнал для будущего инвестора. 

Но не забывайте, дьявол кроется в деталях, с дисконтом могут продавать по двум причинам: первая – это слабый бизнес и по принципу лишь бы купили, а вторая причина – собственники хотят, чтобы с компанией ассоциировался успех, а успешное айпио и довольные инвесторы - лучшее тому подтверждение; 

-         Второе: на сколько сильно идет прогрев в информационном поле, если вы слышите, что о нем трубят из всех щелей, это абсолютно точно привлечет больше институциональных и розничных инвесторов, обращайте на это внимание; 

-         Какую отрасль представляет компания, перспективна ли эта отрасль, нужно понимать потенциал; 

-         Предлагается компания роста или стоимости? Это важно: компании роста любят больше; 

-         Утверждена дивидендная политика или нет? Это всегда плюс, если да. 

-         Если потенциально будет переподписка на акции компании, это хорошо, т.к. те, кто не успели купить бумаги, на IPO будут добирать их уже в начале торгов.

  Лично мы на интересные айпио подаем заявки ближе к концу срока подачи заявок, обычно к этому времени уже публикуют информацию о том, на сколько переподписывается книга заявок. 

-         И еще важный, но далеко не очевидный фактор: как давно было предыдущее размещение акций других игроков, успел ли рынок соскучиться по новым предложениям?

 

Проанализируйте все эти аргументы и примите правильное по возможности решение.



Что такое SPO? 

Вторичное размещение на открытом рынке акций, доступных для ограниченного круга лиц, называют SPO. SPO бывает двух видов: продажа своего пакета одним из инвесторов уже имеющимся акционерам, стратегическому инвестору, а также продажа нового (дополнительного выпуска бумаг) уже имеющимся акционерам либо, стратегическому инвестору.

Инвестору следует учитывать структуру пакета акций компании, в бумаги которой он планирует вкладывать средства. Если фирма предлагает дополнительную эмиссию, то обязательно надо обратить на цену размещения акций по закрытой подписке: если пакет размещается значительный и цена значительно выше текущих котировок, то участвовать в SPO не рекомендуется, если наоборот, то участвовать нужно т.к. можно купить бумаги на SPO и постараться их продать пока текущие цены выше, чем цена размещения.

     Самые главные цели проведения SPO это:

     - через SPO (выпуск дополнительных акций) количество акций, как правило повышается на 10-20%. Сразу можно говорить, о повышении ликвидности акций, а также их включения в разные индексы, например MSCI, FTSE  и т.д.;

     -  через SPO можно привлечь стратегического инвестора, для развития бизнеса;

     -  через SPO привлекается дополнительный капитал, на развитие бизнеса без увеличения кредитной нагрузки, но в этом случае, размывается доля акционеров (ключевые владельцы, как правило не любят данные вариант привлечения денег на развитие бизнеса)

Удачных Вам покупок акций...!!!